Главная | Право | Гостевая |
Демократия возникла в древнегреческих городах-полисах, когда все государственные решения принимались большинством голосов на общем собрании всех жителей полиса.
Сейчас принимать решения "всем миром" уже невозможно, поэтому для управления процессами в государстве нужна "представительская демократия". Это означает, что граждане должны выбрать своих представителей во все органы власти и затем уже эти представители будут принимать решения по всем вопросам жизни общества.
Как же нам провести выборы представителей так, чтобы мнение депутатов совпадало с мнением избирателей?
В настоящее время известно три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Существенным недостатком мажоритарной системы является необходимость подвести итоги выборов "при любом голосовании". Это приводит к тому, что при малом количестве кандидатов (в результате "отсева" ещё до выборов) игнорируется сначала мнение большинства, а затем и мнение меньшинства (но уже со ссылкой на "волю избирателей"), а при большом количестве кандидатов (без предварительного отсева) выборы являются явно нелегитимными, т.к. мы вынуждены считать "избранным" того кандидата, который получил 40, 30 или даже 20% голосов избирателей (что явно меньше "мажора" и поэтому безусловно противоречит принципу представительства).
Пропорциональная система является более гибкой, но имеет другой принципиально неустранимый недостаток: она ограничивает пассивное избирательное право простых граждан: "партия" граждан имеет право, а такая же (или даже намного большая) группа "простых" граждан - нет! Пропорциональная система выборов противоречит не только ст.24 Конституции Украины, но и ст.36 Основного закона, которая абсолютно однозначно не допускает никаких льгот для партийных граждан.
Так называемая "смешанная" система выборов по существу является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем. Так, согласно п.4 ст.11 «Принцип избирательного процесса» закона «О выборах народных депутатов Украины» избирательный процесс включает в себя следующие этапы:
1) составление списков
2) образование округов
3) образование участков
4) образование избирательных комиссий
5) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
6) проведение предвыборной агитации
7) голосование
8) подсчёт голосов
9) установление результатов выборов.
Из 9-ти этапов избирательного процесса «смешанным» может быть только проведение предвыборной агитации (когда кандидаты агитируют за себя и за партию, а партии - за себя и "своих" кандидатов), ну и "10-й этап" - распределение депутатских мест в сессионном зале Верховного Совета!
Предлагаемая автором СМЕШАННАЯ система выборов основана на одновременной реализации двух принципов: принципа мажоритарности, согласно которому представителем граждан (на избирательном округе) может быть кандидат, получивший большинство голосов избирателей и принципа пропорционального представительства, если мажоритарный депутат по итогам голосования "не получается". В этом случае депутатский мандат передаётся кандидатам от политических партий.
Возможно два варианта реализации данного принципа. Первый: реализация предложенного принципа «буквально» путём комбинирования процесса голосования. Избиратели голосуют за конкретных кандидатов по одному избирательному бюллетеню и за одну из партий - по другому бюллетеню. Если нет победителя среди мажоритарных кандидатов, то учитывается результат голосования за партии. Такой вариант опять-таки противоречит ст.36 Конституции Украины, т.к. является комбинацией двух избирательных систем.
Второй вариант - это "смешивание" (в самом прямом смысле) мажоритарщиков и политических партий ... прямо в избирательном бюллетене! Для этого на каждом избирательном участке кандидатами могут одновременно выдвигаться как отдельные граждане, так и политические партии.
Замечание. При выдвижении партийного кандидата по данному избирательному округу партия «вычёркивается» в этом округе из списка партий, чтобы не было «двойного» выдвижения от партий - и кандидата от партии и по партийным спискам. Все партии изначально должны определиться, кого они выдвигает на конкретном избирательном округе: кандидата-мажоритарщика или партийный список.
Если ни один из кандидатов не обладает достаточным авторитетом среди избирателей и не будет избран большинством голосующих, то депутатский мандат по этому избирательному округу распределяется среди политических партий. Для этого из общего числа депутатских мандатов ВР вычитают то количество округов, по которым были выбраны «мажоритарщики» и оставшиеся округа распределяют среди политических партий пропорционально количеству проголосовавших.
Предлагаемая система выборов не является идеальной, но она позволяет избрать "своего" представителя в орган власти и "учесть каждый голос" (через партийные списки), не ущемляя при этом конституционные права беспартийных граждан.
Действующий закон о выборах (по пропорциональной системе) может быть доработан путём внесения достаточно простых изменений.
Главная | Начало страницы | Гостевая |