Главная Право Гостевая

Права и обязанности человека в демократическом государстве.

© Владимир Тепляков, 2004.

Любой человек является живым биологическим существом и поэтому имеет физиологические потребности, которые необходимо регулярно (периодически) удовлетворять. Человеку надо дышать, двигаться, добывать и потреблять пищу, удалять из организма отходы жизнедеятельности и т.п.

Вместе с тем человек не просто «животное», а «социальное животное», которое не может существовать вне общества, «независимо» от других людей. Для выживания человека (как вида) ему необходимо общаться с окружающими (обмениваться с ними пищей и пр.). Иначе говоря, для проживания в обществе человек должен взаимодействовать с окружающими его людьми (не будем рассматривать случаи «отрыва» отдельных людей от общества, т.к. без связи с другими людьми для общества этих робинзонов как бы не существует).

Для того, чтобы находящийся в обществе человек мог удовлетворять свои физиологические потребности и совершать другие необходимые ему действия, окружающие его люди не должны мешать ему совершать эти действия, иначе человек не сможет «естественным образом» (без ущерба для своего здоровья) удовлетворять свои потребности.

Если окружающие человека люди не мешают ему совершать какие-то действия, то у человека появляется беспрепятственная возможность совершать эти действия. Такая «беспрепятственная возможность» совершать какие-то действия называется ПРАВОм.

Для того, чтобы предоставить одному человеку право (беспрепятственную возможность) совершать какие-то действия, надо обязать всех окружающих не мешать ему совершать эти действия. Отсюда следует вывод: конкретное право любого человека неразрывно связано с чётко соответствующей этому праву обязанностью других людей (не мешать человеку совершать какое-то действие).

В демократическом государстве никто из людей не может (обоснованно!) претендовать на какие-то исторически или иным образом возникшие привелегии (т.е. особый правовой статус), поэтому нельзя законодательно установить для одного человека (или группы граждан) какие-то «персональные» права. А это означает, что то право, которое предоставлено (но не «имеет»!) одному человеку, предоставлено и всем другим людям. Тогда человек, имея (или «не имея» – если это право условное) какое-то право, обязан не мешать пользоваться этим правом всем остальным, т.е. потенциальное право человека в демократическом государстве неразрывно связано с соответствующей реальной обязанностью.

Описанная ситуация относится к так называемым «естественным» правам человека: физиологическим и социальным. Этих прав вполне достаточно лишь жителям полупервобытного племени, которые где-то на тропическом острове занимаются собирательством, да некоторым домохозяйкам.

Здесь же заметим, что естественные права жизненно необходимы каждому человеку для существования, поэтому такие права должны быть предоставлены каждому человеку с момента рождения (а право на жизнь – иногда и до рождения, если в государстве есть запрет на аборты) и пользоваться этими правами любой человек может в любой момент по своему желанию без предварительного получения каких-либо разрешений. Естественно, что при этом каждый обязан не мешать другим окружающим пользоваться имеющимися у них правами.

Следует также заметить, что человек обязан только не мешать окружающим, но не обязан как-то помогать им. Исполнение этих «естественных» обязанностей посильно для абсолютно любого человека и никаких трудностей для человека не представляет, т.к. они являются «пассивными» обязанностями: достаточно лишь ограничить свои действия так, чтобы не мешать окружающим, ничего специально делать не надо.

Современное «индустриальное» общество для удовлетворения естественных потребностей граждан не может обойтись без промышленного производства.

Для осуществления хозяйственной деятельности отдельные граждане приобретают (в установленном законом порядке) исключительное право пользоваться конкретными природными объектами, средствами производства и т.п. При пользовании исключительными (хозяйственными) правами их владелец принципиально не может не нарушать естественные права окружающих, т.к. для предоставления исключительного права одному человеку надо запретить всем окружающим пользоваться этим конкретным правом, т.е. оставить им лишь часть от «полных» естественных прав. Например, для предоставления одному человеку права пользования средством передвижения (например, автомобилем) надо ограничить свободу передвижения всех других граждан (но только на «автодорогах»!).

Если человек своими действиями нарушает права окружающих, то в правовом государстве он обязан компенсировать причинённый ущерб. Если человек «нарушает» права окружающих в соответствии с законом, то этим же законом должна быть предусмотрена компенсация окружающим за «ущерб в правах». При этом окружающие обязаны не мешать пользоваться (в оговоренных в законе пределах) хозяйственными правами тем гражданам, которые приобрели такие права и осуществляют компенсацию (платят установленные законом налоги) за ограничение (например, передвижения) или нормированное нарушение (например, загрязнение воздуха выхлопными газами) естественных прав окружающих. Здесь же следует заметить, что пользование хозяйственными правами и уплата налогов за такое пользование – это уже активные обязанности, требующие от человека определённых действий. И не все граждане (по разным причинам) могут выполнять эти требования. А без исполнения обязанностей человек, естественно, не может приобрести и иметь соответствующие права.

Таким образом, все граждане имеют право на компенсацию за «ущемление» своих естественных прав, но не все могут приобрести предоставленные Конституцией хозяйственные права. Хозяйственные права являются условными правами (в отличие от безусловных естественных) и однозначно связаны с соответствующими (также условными) обязанностями, поэтому не все граждане могут их иметь.

Для регулирования правовых процессов (пользования правами и исполнения обязанностей) в государстве необходимы граждане со специальными полномочиями – должностные лица. Они реализуют делегированные им управленческие или исполнительные функции.

Для этого некоторые граждане добровольно ограничивают свои права и исполняют специальные должностные обязанности, которые делятся на условные и безусловные. Условные обязанности одновременно являются условными должностными правами, т.к. в определённой ситуации должностное лицо не только имеет право, но и обязано совершить предписанные законом действия. За выполнение (всех) должностных обязанностей гражданин имеет безусловное право получать вознаграждение (зарплату). Например, для поддержания правопорядка работник милиции обязан регулярно выходить на дежурство. Это его безусловная обязанность. Во время дежурства он имеет право воздействовать на тех граждан, которые нарушают права окружающих. Это (условное) право одновременно является и условной обязанностью: в случае нарушения правопорядка милиционер обязан воздействовать на нарушителя. За поддержание правопорядка (выполнение должностных обязанностей) работник милиции имеет безусловное право получать зарплату.

Всем обязанностям должностных лиц соответствуют обязанности и права «простых» граждан. Так, любой гражданин имеет безусловное право обратиться к работнику милиции за помощью. Гражданин имеет условное право требовать, чтобы работники милиции воздействовали на нарушителя для прекращения правонарушения. Условной обязанностью гражданина (в случае совершения им правонарушения) является выполнение им законных требований работников милиции, а безусловной обязанностью – уплата налога для финансирования органов защиты правопорядка.

Из вышеизложенного можно сделать однозначный вывод о том, что при написании законов должно сохраняться чёткое соответствие между правами и обязанностями как для «простых» граждан, так и для должностных лиц. Это же относится и к т.н. «юридическим лицам».

Если все права граждан будут чётко связаны с соответствующими им обязанностями, то каждый человек из всех предоставленных ему прав будет приобретать только необходимые. В обществе не будет «сизифовой» борьбы за «равноправие», которое вообще принципиально невозможно при разделении труда. Также не будет борьбы за получение отдельными лицами «льгот», т.е. прав без соответствующих им обязанностей.

Предложенная система является основой для формирования правового поля в любом демократическом государстве. Конкретная её реализация (уровень детализации прав и обязанностей) зависит от уровня промышленного производства и других особенностей государства.



Главная Начало страницы Гостевая


Hosted by uCoz